Инструкция: Создание нейронной сети без навыков программирования

В этот раз я решил изучить нейронные сети. Базовые навыки в этом вопросе я смог получить за лето и осень 2015 года. Под базовыми навыками я имею в виду, что могу сам создать простую нейронную сеть с нуля. Примеры можете найти в моих репозиториях на GitHub. В этой статье я дам несколько разъяснений и поделюсь ресурсами, которые могут пригодиться вам для изучения.

Шаг 1. Нейроны и метод прямого распространения

Так что же такое «нейронная сеть»? Давайте подождём с этим и сперва разберёмся с одним нейроном.

Нейрон похож на функцию: он принимает на вход несколько значений и возвращает одно.

Круг ниже обозначает искусственный нейрон. Он получает 5 и возвращает 1. Ввод - это сумма трёх соединённых с нейроном синапсов (три стрелки слева).

В левой части картинки мы видим 2 входных значения (зелёного цвета) и смещение (выделено коричневым цветом).

Входные данные могут быть численными представлениями двух разных свойств. Например, при создании спам-фильтра они могли бы означать наличие более чем одного слова, написанного ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ, и наличие слова «виагра».

Входные значения умножаются на свои так называемые «веса», 7 и 3 (выделено синим).

Теперь мы складываем полученные значения со смещением и получаем число, в нашем случае 5 (выделено красным). Это - ввод нашего искусственного нейрона.

Потом нейрон производит какое-то вычисление и выдает выходное значение. Мы получили 1, т.к. округлённое значение сигмоиды в точке 5 равно 1 (более подробно об этой функции поговорим позже).

Если бы это был спам-фильтр, факт вывода 1 означал бы то, что текст был помечен нейроном как спам.

Иллюстрация нейронной сети с Википедии.

Если вы объедините эти нейроны, то получите прямо распространяющуюся нейронную сеть - процесс идёт от ввода к выводу, через нейроны, соединённые синапсами, как на картинке слева.

Шаг 2. Сигмоида

После того, как вы посмотрели уроки от Welch Labs, хорошей идеей было бы ознакомиться с четвертой неделей курса по машинному обучению от Coursera , посвящённой нейронным сетям - она поможет разобраться в принципах их работы. Курс сильно углубляется в математику и основан на Octave, а я предпочитаю Python. Из-за этого я пропустил упражнения и почерпнул все необходимые знания из видео.

Сигмоида просто-напросто отображает ваше значение (по горизонтальной оси) на отрезок от 0 до 1.

Первоочередной задачей для меня стало изучение сигмоиды , так как она фигурировала во многих аспектах нейронных сетей. Что-то о ней я уже знал из третьей недели вышеупомянутого курса , поэтому я пересмотрел видео оттуда.

Но на одних видео далеко не уедешь. Для полного понимания я решил закодить её самостоятельно. Поэтому я начал писать реализацию алгоритма логистической регрессии (который использует сигмоиду).

Это заняло целый день, и вряд ли результат получился удовлетворительным. Но это неважно, ведь я разобрался, как всё работает. Код можно увидеть .

Вам необязательно делать это самим, поскольку тут требуются специальные знания - главное, чтобы вы поняли, как устроена сигмоида.

Шаг 3. Метод обратного распространения ошибки

Понять принцип работы нейронной сети от ввода до вывода не так уж и сложно. Гораздо сложнее понять, как нейронная сеть обучается на наборах данных. Использованный мной принцип называется

В последнее время решений с использованием нейронных сетей становится весьма немало: приложения, сервисы, программы используют такого рода сети для ускорения решения различных задач. Но что же представляет из себя нейронная сеть? Редакция AIN.UA решила разобраться что это за популярная технология, откуда она взялась и как работает.

Назвать нейросети свежим технологическим веянием сложно. Первые поиски научной мысли в этой области датируются серединой XX века, когда ведущие умы эпохи решили, что неплохо было бы соорудить компьютер, основываясь на естественных достижениях матушки-природы. В частности, скопировав некоторые принципы работы человеческого мозга.

Создание технического аналога нашего природного биокомпьютера проходило непросто, переживая периоды повышенного интереса и упадка. Это объясняется тем, что уровень технического прогресса 1950-х, когда все началось, не поспевал за полетом научной мысли: устройство первых нейросетей не позволяло полностью им раскрыть свой потенциал.

И как же оно работает

Среднестатистический мозг человека состоит приблизительно из 86 миллиардов нейронов, связанных в единую систему для принятия, обработки и дальнейшей передачи данных. В этой сети каждый нейрон выступает чем-то вроде микропроцессора к которому тянутся дендриты — отростки для принятия импульсов. Также есть выход в виде аксона, который передает полученные импульсы другим нейронам.

Искусственно созданная нейросеть (ИНС) имитирует процесс обработки информации биологического аналога и представляет собой массив минипроцессоров, разделенный на три группы:

  • Точки входа (сенсоры) — нейроны, через которые в ИНС поступает информация для обработки.
  • Точки выхода (реагирующие) — нейроны, через которые ИНС выдает конечный результат.
  • Скрытые нейроны (ассоциативные) — рабочий массив нейронов, расположенный между точками входа и выхода.

Основная работа по обработке информации происходит на уровне скрытых (ассоциативных) нейронов. Их массив упорядочен в несколько слоев и чем больше их, тем более точную обработку данных в состоянии произвести ИНС.

Схема перцептрона — простейшей однослойной нейросети

Запрограммировать нельзя обучить

Характерной особенностью нейросетей является тот факт, что их не программируют, а обучают. Исходя из этого, ИНС делятся на три категории — обучаемые, самообучающиеся, а также ИНС смешанного типа.

Обучаемая нейросеть, как познающий мир ребенок, постоянно требует к себе пристального внимания и фидбека от своего создателя. Работая с ней, исследователь предоставляет ИНС массив данных, после чего предлагает ей решить задачу с предопределенным ответом. Оба решения — изначально верное и предложенное нейросетью, сравниваются. Если разница между ними превышает допустимый коэффициент ошибки, исследователь проводит корректировку нейросети, после чего процесс обучения возобновляется.

Самообучаемые ИНС познают мир без репетиторов, используя для своего обучения заданный алгоритм. Получив задачу, нейросеть сама ищет ответ, фиксирует допущенные ошибки и, при необходимости, «откатывается» по цепочке ассоциативных нейронов до последнего верного шага, чтобы начать заново.

На видео ниже — результат 24-часового самообучения ИНС игре в Super Mario, где перед ней была установлена цель достичь максимального количества очков, которые начисляются во время перемещения по уровню. Чем дальше удалось ей пройти — тем выше был финальный балл. В качестве входов исследователь использовал элементы карты и противников, а в качестве выходов — доступные игроку действия.

А вот эта же, немного адаптированная ИНС осваивается за рулеем другой игры — Mario Kart.

Вы и сами можете попробовать себя в роли испытателя нейросети при помощи простой, имитирующей движение автомобилей с автопилотом. Машинки движутся под управлением двух нейросетей и подчиняются базовым правилам — продолжать движение вперед и избегать столкновения.

Ваша задача — создавать для них препятствия и смотреть, как автопилот успешно с ними справляется, а также морально готовиться к появлению похожих беспилотников от Uber и конкурирующих компаний на улицах своего города.

В основе всего — алгоритмы, созданные природой

Говоря о нейросетях и их обучении, нельзя не упомянуть такое природное явление, как муравьиный алгоритм, увидеть который вы можете буквально во дворе собственного дома.

При перемещении в поисках пищи от гнезда и обратно муравьи постоянно ищут максимально эргономичный путь, а в случае возникновения помех адаптируют свой маршрут под изменившуюся ситуацию. Во время движения муравей оставляет за собой след из специального феромона. Последующие охотники за едой идут по оставленному первопроходцем маршруту, также насыщая его биологическим «маячком».

Предположим, что на пути к еде у муравьев находится преграда, которую можно обойти с правой или с левой стороны. С левой стороны расстояние до источника пищи короче. Несмотря на то, что при первых итерациях муравьи будут проходить по обе стороны преграды, насыщение левой феромоном будет происходить быстрее за счет краткости дистанции.

Что это значит? На более поздних итерациях левый маршрут, как наиболее эргономичный станет единственным использующимся при движении муравьев-добытчиков. Схожим образом происходит и процесс обучения в искусственной нейросети.

Почему ИНС — это все же не ИИ

Насколько бы «умна» не была нейросеть — она остается не искусственным интеллектом, а инструментом для задач по классификации данных. Нас, конечно, может поражать, как поисковик распознает определенную комбинацию слов, а после, на ее основании, подбирает изображения с нужными нам котиками, однако это не результат умственной деятельности нейрокомпьютера, а всего лишь синергия нескольких классификаторов.

Сеть нейронов в человеческом мозге, несмотря на упорную веру каждого старшего поколения в деградацию младшего, остается намного сложнее, чем формальная структура ИНС, а также за счет огромного числа и вариативности связей способна решать задачи нестандартным путем, вне очерченных правилами и формулами паттернов.

Говоря проще, Александр Македонский и сейчас смог бы разрубить Гордиев узел. А нейросеть — нет.

Ранее AIN.UA сообщал о немецком художнике, который разработал принт для одежды, призванный защитить людей от распознавания лиц через нейросети.

Если вы хотите получать новости на Facebook, нажмите «нравится»

Искусственная нейронная сеть — совокупность нейронов, взаимодействующих друг с другом. Они способны принимать, обрабатывать и создавать данные. Это настолько же сложно представить, как и работу человеческого мозга. Нейронная сеть в нашем мозгу работает для того, чтобы вы сейчас могли это прочитать: наши нейроны распознают буквы и складывают их в слова.

Искусственная нейронная сеть - это подобие мозга. Изначально она программировалась с целью упростить некоторые сложные вычислительные процессы. Сегодня у нейросетей намного больше возможностей. Часть из них находится у вас в смартфоне. Ещё часть уже записала себе в базу, что вы открыли эту статью. Как всё это происходит и для чего, читайте далее.

С чего всё началось

Людям очень хотелось понять, откуда у человека разум и как работает мозг. В середине прошлого века канадский нейропсихолог Дональд Хебб это понял. Хебб изучил взаимодействие нейронов друг с другом, исследовал, по какому принципу они объединяются в группы (по-научному - ансамбли) и предложил первый в науке алгоритм обучения нейронных сетей.

Спустя несколько лет группа американских учёных смоделировала искусственную нейросеть, которая могла отличать фигуры квадратов от остальных фигур.

Как же работает нейросеть?

Исследователи выяснили, нейронная сеть - это совокупность слоёв нейронов, каждый из которых отвечает за распознавание конкретного критерия: формы, цвета, размера, текстуры, звука, громкости и т. д. Год от года в результате миллионов экспериментов и тонн вычислений к простейшей сети добавлялись новые и новые слои нейронов. Они работают по очереди. Например, первый определяет, квадрат или не квадрат, второй понимает, квадрат красный или нет, третий вычисляет размер квадрата и так далее. Не квадраты, не красные и неподходящего размера фигуры попадают в новые группы нейронов и исследуются ими.

Какими бывают нейронные сети и что они умеют

Учёные развили нейронные сети так, что те научились различать сложные изображения, видео, тексты и речь. Типов нейронных сетей сегодня очень много. Они классифицируются в зависимости от архитектуры - наборов параметров данных и веса этих параметров, некой приоритетности. Ниже некоторые из них.

Свёрточные нейросети

Нейроны делятся на группы, каждая группа вычисляет заданную ей характеристику. В 1993 году французский учёный Ян Лекун показал миру LeNet 1 - первую свёрточную нейронную сеть, которая быстро и точно могла распознавать цифры, написанные на бумаге от руки. Смотрите сами:

Сегодня свёрточные нейронные сети используются в основном с мультимедиными целями: они работают с графикой, аудио и видео.

Рекуррентные нейросети

Нейроны последовательно запоминают информацию и строят дальнейшие действия на основе этих данных. В 1997 году немецкие учёные модифицировали простейшие рекуррентные сети до сетей с долгой краткосрочной памятью. На их основе затем были разработаны сети с управляемыми рекуррентными нейронами.

Сегодня с помощью таких сетей пишутся и переводятся тексты, программируются боты, которые ведут осмысленные диалоги с человеком, создаются коды страниц и программ.

Использование такого рода нейросетей - это возможность анализировать и генерировать данные, составлять базы и даже делать прогнозы.

В 2015 году компания SwiftKey выпустила первую в мире клавиатуру, работающую на рекуррентной нейросети с управляемыми нейронами. Тогда система выдавала подсказки в процессе набранного текста на основе последних введённых слов. В прошлом году разработчики обучили нейросеть изучать контекст набираемого текста, и подсказки стали осмысленными и полезными:

Комбинированные нейросети (свёрточные + рекуррентные)

Такие нейронные сети способны понимать, что находится на изображении, и описывать это. И наоборот: рисовать изображения по описанию. Ярчайший пример продемонстрировал Кайл Макдональд, взяв нейронную сеть на прогулку по Амстердаму. Сеть мгновенно определяла, что находится перед ней. И практически всегда точно:

Нейросети постоянно самообучаются.

Благодаря этому процессу:

1. Skype внедрил возможность синхронного перевода уже для 10 языков. Среди которых, на минуточку, есть русский и японский - одни из самых сложных в мире. Конечно, качество перевода требует серьёзной доработки, но сам факт того, что уже сейчас вы можете общаться с коллегами из Японии по-русски и быть уверенными, что вас поймут, вдохновляет.

2. Яндекс на базе нейронных сетей создал два поисковых алгоритма: «Палех» и «Королёв». Первый помогал найти максимально релевантные сайты для низкочастотных запросов. «Палех» изучал заголовки страниц и сопоставлял их смысл со смыслом запросов. На основе «Палеха» появился «Королёв». Этот алгоритм оценивает не только заголовок, но и весь текстовый контент страницы. Поиск становится всё точнее, а владельцы сайтов разумнее начинают подходить к наполнению страниц.

3. Коллеги сеошников из Яндекса создали музыкальную нейросеть: она сочиняет стихи и пишет музыку. Нейрогруппа символично называется Neurona, и у неё уже есть первый альбом:

4. У Google Inbox с помощью нейросетей осуществляется ответ на сообщение. Развитие технологий идет полный ходом, и сегодня сеть уже изучает переписку и генерирует возможные варианты ответа. Можно не тратить время на печать и не бояться забыть какую-нибудь важную договорённость.

5. YouTube использует нейронные сети для ранжирования роликов, причём сразу по двум принципам: одна нейронная сеть изучает ролики и реакции аудитории на них, другая проводит исследование пользователей и их предпочтений. Именно поэтому рекомендации YouTube всегда в тему.

6. Facebook активно работает над DeepText AI - программой для коммуникаций, которая понимает жаргон и чистит чатики от обсценной лексики.

7. Приложения вроде Prisma и Fabby, созданные на нейросетях, создают изображения и видео:

Colorize восстанавливает цвета на чёрно-белых фото (удивите бабушку!).

MakeUp Plus подбирает для девушек идеальную помаду из реального ассортимента реальных брендов: Bobbi Brown, Clinique, Lancome и YSL уже в деле.

Apple и Microsoft постоянно апгрейдят свои нейронные Siri и Contana.

Искусственная нейронная сеть

Пока они только исполняют наши приказы, но уже в ближайшем будущем начнут проявлять инициативу: давать рекомендации и предугадывать наши желания.

А что ещё нас ждет в будущем?

Самообучающиеся нейросети могут заменить людей: начнут с копирайтеров и корректоров. Уже сейчас роботы создают тексты со смыслом и без ошибок. И делают это значительно быстрее людей. Продолжат с сотрудниками кол-центров, техподдержки, модераторами и администраторами пабликов в соцсетях. Нейронные сети уже умеют учить скрипт и воспроизводить его голосом. А что в других сферах?

Аграрный сектор

Нейросеть внедрят в спецтехнику. Комбайны будут автопилотироваться, сканировать растения и изучать почву, передавая данные нейросети. Она будет решать - полить, удобрить или опрыскать от вредителей. Вместо пары десятков рабочих понадобятся от силы два специалиста: контролирующий и технический.

Медицина

В Microsoft сейчас активно работают над созданием лекарства от рака. Учёные занимаются биопрограммированием - пытаются оцифрить процесс возникновения и развития опухолей. Когда всё получится, программисты смогут найти способ заблокировать такой процесс, по аналогии будет создано лекарство.

Маркетинг

Маркетинг максимально персонализируется. Уже сейчас нейросети за секунды могут определить, какому пользователю, какой контент и по какой цене показать. В дальнейшем участие маркетолога в процессе сведётся к минимуму: нейросети будут предсказывать запросы на основе данных о поведении пользователя, сканировать рынок и выдавать наиболее подходящие предложения к тому моменту, как только человек задумается о покупке.

Ecommerce

Ecommerce будет внедрён повсеместно. Уже не потребуется переходить в интернет-магазин по ссылке: вы сможете купить всё там, где видите, в один клик.

Например, читаете вы эту статью через несколько лет. Очень вам нравится помада на скрине из приложения MakeUp Plus (см. выше). Вы кликаете на неё и попадаете сразу в корзину. Или смотрите видео про последнюю модель Hololens (очки смешанной реальности) и тут же оформляете заказ прямо из YouTube.

Едва ли не в каждой области будут цениться специалисты со знанием или хотя бы пониманием устройства нейросетей, машинного обучения и систем искусственного интеллекта. Мы будем существовать с роботами бок о бок. И чем больше мы о них знаем, тем спокойнее нам будет жить.

P. S. Зинаида Фолс - нейронная сеть Яндекса, пишущая стихи. Оцените произведение, которое машина написала, обучившись на Маяковском (орфография и пунктуация сохранены):

« Это »

это
всего навсего
что-то
в будущем
и мощь
у того человека
есть на свете все или нет
это кровьа вокруг
по рукам
жиреет
слава у
земли
с треском в клюве

Впечатляет, правда?

Нейросети для чайников

Сегодня на каждом углу то тут, то там кричат о пользе нейросетей. А вот что это такое, действительно понимают единицы. Если обратиться за объяснениями к Википедии, голова закружится от высоты понастроенных там цитаделей ученых терминов и определений. Если вы далеки от генной инженерии, а путанный сухой язык вузовских учебников вызывает только потерянность и никаких идей, то попробуем разобраться сообща в проблеме нейросетей.

Если мозг человека состоит из нейронов, то условно договоримся, что электронный нейрон – это некая воображаемая коробочка, у которой множество входных отверстий, а выходное – одно.

Внутренний алгоритм нейрона определяется порядок обработки и анализа полученной информации и преобразования её в единый полезный ком знаний. В зависимости от того, насколько хорошо работают входы и выходы, вся система или соображает быстро, или, наоборот, может тормозить.

Важно

При написании первичного кода объяснять свои действия нужно буквально по пальцам. Если мы работаем, например, с изображениями, то на первом этапе значение для нас будет иметь её размер и класс. Если первая характеристика подскажет нам количество входов, то вторая поможет самой нейросети разобраться с информацией.

Нейросети: что это такое и как работает

В идеале, загрузив первичные данные и сопоставив топологию классов, нейросеть далее уже сама сможет классифицировать новую информацию. Допустим, мы решили загрузить изображение 3х5 пикселей. Простая арифметика нам подскажет, что входов будет: 3*5=15. А сама классификация определит общее количество выходов, т.е. нейронов. Другой пример: нейросети необходимо распознать букву “С”. Заданный порог – полное соответствие букве, для этого потребуется один нейрон с количеством входов, равных размеру изображения.

Как и в любом обучении, ученика за неправильный ответ нужно наказывать, а за верный мы ничего давать не будем. Если верный ответ программа воспринимает как False, то увеличиваем вес входа на каждом синапсе. Если же, наоборот, при неверном результате программа считает результат положительным или True, то вычитаем вес из каждого входа в нейрон. Начать обучение логичнее со знакомства с нужным нам символом. Первый результат будет неверным, однако немного подкорректировав код, при дальнейшей работе программа будет работать корректно. Приведенный пример алгоритма построения кода для нейронной сети называется парцетроном.

нейросети

Нейросети для чайников

Сегодня на каждом углу то тут, то там кричат о пользе нейросетей. А вот что это такое, действительно понимают единицы.

Пишем свою нейросеть: пошаговое руководство

Если обратиться за объяснениями к Википедии, голова закружится от высоты понастроенных там цитаделей ученых терминов и определений. Если вы далеки от генной инженерии, а путанный сухой язык вузовских учебников вызывает только потерянность и никаких идей, то попробуем разобраться сообща в проблеме нейросетей.

Чтобы разобраться в проблеме, нужно узнать первопричину, которая кроется совсем на поверхности. Вспоминая Сару Коннор, с содроганием сердца понимаем, что некогда пионеры компьютерных разработок Уоррен Мак-Каллок и Уолтер Питтс преследовали корыстную цель создания первого Искусственного Интеллекта.

Нейронные сети – это электронный прототип самостоятельно обучаемой системы. Как и ребенок, нейросеть впитывает в себя информацию, пережевывает её, приобретает опыт и учится. В процессе обучения такая сеть развивается, растет и может делать собственные выводы и самостоятельно принимать решения.

Если мозг человека состоит из нейронов, то условно договоримся, что электронный нейрон – это некая воображаемая коробочка, у которой множество входных отверстий, а выходное – одно. Внутренний алгоритм нейрона определяется порядок обработки и анализа полученной информации и преобразования её в единый полезный ком знаний. В зависимости от того, насколько хорошо работают входы и выходы, вся система или соображает быстро, или, наоборот, может тормозить.

Важно : Как правило, в нейронных сетях используется аналоговая информация.

Повторимся, что входных потоков информации (по-научному эту связь первоначальной информации и наш “нейрон” называют синапсами) может быть множество, и все они носят разных характер и имеют неравную значимость. Например, человек воспринимает окружающий мир через органы зрения, осязания и обоняния. Логично, что зрение первостепеннее обоняния. Исходя из разных жизненных ситуаций мы используем определенные органы чувств: в полной темноте на первый план выходят осязание и слух. Синапсы у нейросетей по такой же аналогии в различных ситуациях будут иметь разную значимость, которую принято обозначать весом связи. При написании кода устанавливается минимальный порог прохождения информации. Если вес связи выше заданного значения, то результат проверки нейроном положительный (и равен единице в двоичной системе), если меньше – то отрицательный. Логично, что, чем выше задана планка, тем точнее будет работа нейросети, но тем дольше она будет проходить.

Чтобы нейронная сеть работала корректно, нужно потратить время на её обучение – это и есть главное отличие от простых программируемых алгоритмов. Как и маленькому ребенку, нейросети нужна начальная информационная база, но если написать первоначальный код корректно, то нейросеть уже сама сможет не просто делать верный выбор из имеющейся информации, но и строить самостоятельные предположения.

При написании первичного кода объяснять свои действия нужно буквально по пальцам. Если мы работаем, например, с изображениями, то на первом этапе значение для нас будет иметь её размер и класс. Если первая характеристика подскажет нам количество входов, то вторая поможет самой нейросети разобраться с информацией. В идеале, загрузив первичные данные и сопоставив топологию классов, нейросеть далее уже сама сможет классифицировать новую информацию. Допустим, мы решили загрузить изображение 3х5 пикселей. Простая арифметика нам подскажет, что входов будет: 3*5=15. А сама классификация определит общее количество выходов, т.е. нейронов. Другой пример: нейросети необходимо распознать букву “С”. Заданный порог – полное соответствие букве, для этого потребуется один нейрон с количеством входов, равных размеру изображения.

Допустим, что размер будет тот же 3х5 пикселей. Скармливая программе различные картинки букв или цифр, будем учить её определять изображение нужного нам символа.

Как и в любом обучении, ученика за неправильный ответ нужно наказывать, а за верный мы ничего давать не будем. Если верный ответ программа воспринимает как False, то увеличиваем вес входа на каждом синапсе. Если же, наоборот, при неверном результате программа считает результат положительным или True, то вычитаем вес из каждого входа в нейрон. Начать обучение логичнее со знакомства с нужным нам символом. Первый результат будет неверным, однако немного подкорректировав код, при дальнейшей работе программа будет работать корректно.

Приведенный пример алгоритма построения кода для нейронной сети называется парцетроном.

Бывают и более сложные варианты работы нейросетей с возвратом неверных данных, их анализом и логическими выводами самой сети. Например, онлайн-предсказатель будущего вполне себе запрограммированная нейросеть. Такие проги способны обучаться как с учителем, так и без него, и носят название адаптивного резонанса. Их суть заключается в том, что у нейронов уже есть свои представления об ожидании о том, какую именно информацию они хотят получить и в каком виде. Между ожиданием и реальностью проходит тонкий порог так называемой бдительности нейронов, которая и помогает сети правильно классифицировать поступающую информацию и не упускать ни пикселя. Фишка АР нейросети в том, что учится она самостоятельно с самого начала, самостоятельно определяет порог бдительности нейронов. Что, в свою очередь, играет роль при классифицировании информации: чем бдительнее сеть, тем она дотошнее.

Самые азы знаний о том, что такое нейросети, мы получили. Теперь попробуем обобщить полученную информацию. Итак, нейросети – это электронный прототип мышлению человека. Они состоят из электронных нейронов и синапсов – потоков информации на входе и выходе из нейрона. Программируются нейросети по принципу обучения с учителем (программистом, который закачивает первичную информацию) или же самостоятельно (основываясь на предположения и ожидания от полученную информацию, которую определяет всё тот же программист). С помощью нейросети можно создать любую систему: от простого определения рисунка на пиксельных изображениях до психодиагностики и экономической аналитики.

нейронные сети,
методы анализа данных:
от исследований до разработок и внедрений

Главная
Услуги
Нейронные сети
базовые идеи
возможности
преимущества

Как использовать
программирование
точность решения
НС и ИИ
Программы
Статьи
Блог
Об авторе / контакты


Многие из терминов в нейронных сетях связаны с биологией, поэтому давайте начнем с самого начала:

Мозг - штука сложная, но и его можно разделить на несколько основных частей и операций:

Возбудитель может быть и внутренним (например, образ или идея):

А теперь взглянем на основные и упрощенные части мозга:


Мозг вообще похож на кабельную сеть.

Нейрон - основная единица исчислений в мозге, он получает и обрабатывает химические сигналы других нейронов, и, в зависимости от ряда факторов, либо не делает ничего, либо генерирует электрический импульс, или Потенциал Действия, который затем через синапсы подает сигналы соседним связанным нейронам:

Сны, воспоминания, саморегулируемые движения, рефлексы да и вообще все, что вы думаете или делаете - все происходит благодаря этому процессу: миллионы, или даже миллиарды нейронов работают на разных уровнях и создают связи, которые создают различные параллельные подсистемы и представляют собой биологическую нейронную сеть .

Разумеется, это всё упрощения и обобщения, но благодаря им мы можем описать простую
нейронную сеть:

И описать её формализовано с помощью графа:

Тут требуются некоторые пояснения. Кружки - это нейроны, а линии - это связи между ними,
и, чтобы не усложнять на этом этапе, взаимосвязи представляют собой прямое передвижение информации слева направо . Первый нейрон в данный момент активен и выделен серым. Также мы присвоили ему число (1 - если он работает, 0 - если нет). Числа между нейронами показывают вес связи.

Графы выше показывают момент времени сети, для более точного отображения, нужно разделить его на временные отрезки:

Для создания своей нейронной сети нужно понимать, как веса влияют на нейроны и как нейроны обучаются. В качестве примера возьмем кролика (тестового кролика) и поставим его в условия классического эксперимента.

Когда на них направляют безопасную струю воздуха, кролики, как и люди, моргают:

Эту модель поведения можно нарисовать графами:

Как и в предыдущей схеме, эти графы показывают только тот момент, когда кролик чувствует дуновение, и мы таким образом кодируем дуновение как логическое значение. Помимо этого мы вычисляем, срабатывает ли второй нейрон, основываясь на значении веса. Если он равен 1, то сенсорный нейрон срабатывает, мы моргаем; если вес меньше 1, мы не моргаем: у второго нейрона предел - 1.

Введем еще один элемент - безопасный звуковой сигнал:

Мы можем смоделировать заинтересованность кролика так:

Основное отличие в том, что сейчас вес равен нулю , поэтому моргающего кролика мы не получили, ну, пока, по крайней мере. Теперь научим кролика моргать по команде, смешивая
раздражители (звуковой сигнал и дуновение):

Важно, что эти события происходят в разные временные эпохи , в графах это будет выглядеть так:

Сам по себе звук ничего не делает, но воздушный поток по-прежнему заставляет кролика моргать, и мы показываем это через веса, умноженные на раздражители (красным).

Обучение сложному поведению можно упрощённо выразить как постепенное изменение веса между связанными нейронами с течением времени.

Чтобы обучить кролика, повторим действия:

Для первых трех попыток схемы будут выглядеть так:

Обратите внимание, что вес для звукового раздражителя растет после каждого повтора (выделено красным), это значение сейчас произвольное - мы выбрали 0.30, но число может быть каким угодно, даже отрицательным. После третьего повтора вы не заметите изменения в поведении кролика, но после четвертого повтора произойдет нечто удивительное - поведение изменится.

Мы убрали воздействие воздухом, но кролик все еще моргает, услышав звуковой сигнал! Объяснить это поведение может наша последняя схемка:

Мы обучили кролика реагировать на звук морганием.


В условиях реального эксперимента такого рода может потребоваться более 60 повторений для достижения результата.

Теперь мы оставим биологический мир мозга и кроликов и попробуем адаптировать всё, что
узнали, для создания искусственной нейросети. Для начала попробуем сделать простую задачу.

Допустим, у нас есть машина с четырьмя кнопками, которая выдает еду при нажатии правильной
кнопки (ну, или энергию, если вы робот). Задача - узнать, какая кнопка выдает вознаграждение:

Мы можем изобразить (схематично), что делает кнопка при нажатии следующим образом:

Такую задачу лучше решать целиком, поэтому давайте посмотрим на все возможные результаты, включая правильный:


Нажмите на 3-ю кнопку, чтобы получить свой ужин.

Чтобы воспроизвести нейронную сеть в коде, нам для начала нужно сделать модель или график, с которым можно сопоставить сеть. Вот один подходящий под задачу график, к тому же он хорошо отображает свой биологический аналог:

Эта нейронная сеть просто получает входящую информацию - в данном случае это будет восприятие того, какую кнопку нажали. Далее сеть заменяет входящую информацию на веса и делает вывод на основе добавления слоя. Звучит немного запутанно, но давайте посмотрим, как в нашей модели представлена кнопка:


Обратите внимание, что все веса равны 0, поэтому нейронная сеть, как младенец, совершенно пуста, но полностью взаимосвязана.

Таким образом мы сопоставляем внешнее событие с входным слоем нейронной сети и вычисляем значение на ее выходе. Оно может совпадать или не совпадать с реальностью, но это мы пока проигнорируем и начнем описывать задачу понятным компьютеру способом. Начнем с ввода весов (будем использовать JavaScript):

Var inputs = ; var weights = ; // Для удобства эти векторы можно назвать
Следующий шаг - создание функции, которая собирает входные значения и веса и рассчитывает значение на выходе:

Function evaluateNeuralNetwork(inputVector, weightVector){ var result = 0; inputVector.forEach(function(inputValue, weightIndex) { layerValue = inputValue*weightVector; result += layerValue; }); return (result.toFixed(2)); } // Может казаться комплексной, но все, что она делает - это сопоставляет пары вес/ввод и добавляет результат
Как и ожидалось, если мы запустим этот код, то получим такой же результат, как в нашей модели или графике…

EvaluateNeuralNetwork(inputs, weights); // 0.00
Живой пример: Neural Net 001 .

Следующим шагом в усовершенствовании нашей нейросети будет способ проверки её собственных выходных или результирующих значений сопоставимо реальной ситуации,
давайте сначала закодируем эту конкретную реальность в переменную:

Чтобы обнаружить несоответствия (и сколько их), мы добавим функцию ошибки:

Error = Reality - Neural Net Output
С ней мы можем оценивать работу нашей нейронной сети:

Но что более важно - как насчет ситуаций, когда реальность дает положительный результат?

Теперь мы знаем, что наша модель нейронной сети не работает (и знаем, насколько), здорово! А здорово это потому, что теперь мы можем использовать функцию ошибки для управления нашим обучением. Но всё это обретет смысл в том случае, если мы переопределим функцию ошибок следующим образом:

Error = Desired Output - Neural Net Output
Неуловимое, но такое важное расхождение, молчаливо показывающее, что мы будем
использовать ранее полученные результаты для сопоставления с будущими действиями
(и для обучения, как мы потом увидим). Это существует и в реальной жизни, полной
повторяющихся паттернов, поэтому оно может стать эволюционной стратегией (ну, в
большинстве случаев).

Var input = ; var weights = ; var desiredResult = 1;
И новую функцию:

Function evaluateNeuralNetError(desired,actual) { return (desired - actual); } // After evaluating both the Network and the Error we would get: // "Neural Net output: 0.00 Error: 1"
Живой пример: Neural Net 002 .

Подведем промежуточный итог . Мы начали с задачи, сделали её простую модель в виде биологической нейронной сети и получили способ измерения её производительности по сравнению с реальностью или желаемым результатом. Теперь нам нужно найти способ исправления несоответствия - процесс, который как и для компьютеров, так и для людей можно рассматривать как обучение.

Как обучать нейронную сеть?

Основа обучения как биологической, так и искусственной нейронной сети - это повторение
и алгоритмы обучения , поэтому мы будем работать с ними по отдельности. Начнем с
обучающих алгоритмов.

В природе под алгоритмами обучения понимаются изменения физических или химических
характеристик нейронов после проведения экспериментов:

Драматическая иллюстрация того, как два нейрона меняются по прошествии времени в коде и нашей модели «алгоритм обучения» означает, что мы просто будем что-то менять в течение какого-то времени, чтобы облегчить свою жизнь. Поэтому давайте добавим переменную для обозначения степени облегчения жизни:

Var learningRate = 0.20; // Чем больше значение, тем быстрее будет процесс обучения:)
И что это изменит?

Это изменит веса (прям как у кролика!), особенно вес вывода, который мы хотим получить:

Как кодировать такой алгоритм - ваш выбор, я для простоты добавляю коэффициент обучения к весу, вот он в виде функции:

Function learn(inputVector, weightVector) { weightVector.forEach(function(weight, index, weights) { if (inputVector > 0) { weights = weight + learningRate; } }); }
При использовании эта обучающая функция просто добавит наш коэффициент обучения к вектору веса активного нейрона , до и после круга обучения (или повтора) результаты будут такими:

// Original weight vector: // Neural Net output: 0.00 Error: 1 learn(input, weights); // New Weight vector: // Neural Net output: 0.20 Error: 0.8 // Если это не очевидно, вывод нейронной сети близок к 1 (выдача курицы) - то, чего мы и хотели, поэтому можно сделать вывод, что мы движемся в правильном направлении
Живой пример: Neural Net 003 .

Окей, теперь, когда мы движемся в верном направлении, последней деталью этой головоломки будет внедрение повторов .

Это не так уж и сложно, в природе мы просто делаем одно и то же снова и снова, а в коде мы просто указываем количество повторов:

Var trials = 6;
И внедрение в нашу обучающую нейросеть функции количества повторов будет выглядеть так:

Function train(trials) { for (i = 0; i < trials; i++) { neuralNetResult = evaluateNeuralNetwork(input, weights); learn(input, weights); } }
Ну и наш окончательный отчет:

Neural Net output: 0.00 Error: 1.00 Weight Vector: Neural Net output: 0.20 Error: 0.80 Weight Vector: Neural Net output: 0.40 Error: 0.60 Weight Vector: Neural Net output: 0.60 Error: 0.40 Weight Vector: Neural Net output: 0.80 Error: 0.20 Weight Vector: Neural Net output: 1.00 Error: 0.00 Weight Vector: // Chicken Dinner !
Живой пример: Neural Net 004 .

Теперь у нас есть вектор веса, который даст только один результат (курицу на ужин), если входной вектор соответствует реальности (нажатие на третью кнопку).

Так что же такое классное мы только что сделали?

В этом конкретном случае наша нейронная сеть (после обучения) может распознавать входные данные и говорить, что приведет к желаемому результату (нам всё равно нужно будет программировать конкретные ситуации):

Кроме того, это масштабируемая модель, игрушка и инструмент для нашего с вами обучения. Мы смогли узнать что-то новое о машинном обучении, нейронных сетях и искусственном интеллекте.

Предостережение пользователям:

  • Механизм хранения изученных весов не предусмотрен, поэтому данная нейронная сеть забудет всё, что знает. При обновлении или повторном запуске кода нужно не менее шести успешных повторов, чтобы сеть полностью обучилась, если вы считаете, что человек или машина будут нажимать на кнопки в случайном порядке… Это займет какое-то время.
  • Биологические сети для обучения важным вещам имеют скорость обучения 1, поэтому нужен будет только один успешный повтор.
  • Существует алгоритм обучения, который очень напоминает биологические нейроны, у него броское название: правило widroff-hoff , или обучение widroff-hoff .
  • Пороги нейронов (1 в нашем примере) и эффекты переобучения (при большом количестве повторов результат будет больше 1) не учитываются, но они очень важны в природе и отвечают за большие и сложные блоки поведенческих реакций. Как и отрицательные веса.

Заметки и список литературы для дальнейшего чтения

Я пытался избежать математики и строгих терминов, но если вам интересно, то мы построили перцептрон , который определяется как алгоритм контролируемого обучения (обучение с учителем) двойных классификаторов - тяжелая штука.

Биологическое строение мозга - тема не простая, отчасти из-за неточности, отчасти из-за его сложности. Лучше начинать с Neuroscience (Purves) и Cognitive Neuroscience (Gazzaniga). Я изменил и адаптировал пример с кроликом из Gateway to Memory (Gluck), которая также является прекрасным проводником в мир графов.

Еще один шикарный ресурс An Introduction to Neural Networks (Gurney), подойдет для всех ваших нужд, связанных с ИИ.

А теперь на Python! Спасибо Илье Андшмидту за предоставленную версию на Python:

Inputs = weights = desired_result = 1 learning_rate = 0.2 trials = 6 def evaluate_neural_network(input_array, weight_array): result = 0 for i in range(len(input_array)): layer_value = input_array[i] * weight_array[i] result += layer_value print("evaluate_neural_network: " + str(result)) print("weights: " + str(weights)) return result def evaluate_error(desired, actual): error = desired - actual print("evaluate_error: " + str(error)) return error def learn(input_array, weight_array): print("learning...") for i in range(len(input_array)): if input_array[i] > 0: weight_array[i] += learning_rate def train(trials): for i in range(trials): neural_net_result = evaluate_neural_network(inputs, weights) learn(inputs, weights) train(trials)
А теперь на GO! За эту версию благодарю Кирана Мэхера.

Package main import ("fmt" "math") func main() { fmt.Println("Creating inputs and weights ...") inputs:= float64{0.00, 0.00, 1.00, 0.00} weights:= float64{0.00, 0.00, 0.00, 0.00} desired:= 1.00 learningRate:= 0.20 trials:= 6 train(trials, inputs, weights, desired, learningRate) } func train(trials int, inputs float64, weights float64, desired float64, learningRate float64) { for i:= 1; i < trials; i++ { weights = learn(inputs, weights, learningRate) output:= evaluate(inputs, weights) errorResult:= evaluateError(desired, output) fmt.Print("Output: ") fmt.Print(math.Round(output*100) / 100) fmt.Print("\nError: ") fmt.Print(math.Round(errorResult*100) / 100) fmt.Print("\n\n") } } func learn(inputVector float64, weightVector float64, learningRate float64) float64 { for index, inputValue:= range inputVector { if inputValue > 0.00 { weightVector = weightVector + learningRate } } return weightVector } func evaluate(inputVector float64, weightVector float64) float64 { result:= 0.00 for index, inputValue:= range inputVector { layerValue:= inputValue * weightVector result = result + layerValue } return result } func evaluateError(desired float64, actual float64) float64 { return desired - actual }

Вы можете помочь и перевести немного средств на развитие сайта

 

Компания под названием Bonsai присоединяется к движению за демократизацию машинного обучения. Скоро каждый сможет создать собственную нейросеть.

Если вы опытный футболист, который читает защитные схемы так же легко, как вывески на улице, или кинозвезда, чье имя само по себе может сделать кассу фильму, или биржевой маклер, знающий свое дело лучше Уоррена Баффетта, то наши поздравления: вас будут ценить так же, как специалиста по обработке данных или инженера по машинному обучению с докторской степенью Стэнфорда, Массачусетского технологического или Университета Карнеги-Меллон. Каждая компания Кремниевой долины – и все больше компаний в других регионах – стремится заполучить таких специалистов, участвуя в некоем подобии игры на захват флага, только в области кадровой политики. Компании все больше понимают, что их конкурентоспособность зависит от использования машинного обучения и , и количество вакансий для специалистов в этих областях значительно превышает то, что нужно , и другим супердержавам.

Но что если бы вы смогли получить преимущества использования ИИ без необходимости нанимать этих редких и дорогостоящих специалистов? Что если этот порог входа можно понизить с помощью умного ПО? Можно ли использовать глубинное обучение с менее разнообразным набором кадров?

Стартап под названием Bonsai и целая группа похожих компаний отвечают на этот вопрос «да». Приготовьтесь к демократизации искусственного интеллекта. Когда-нибудь это движение может объединить под своими знаменами миллионы, если не миллиарды людей.

На Конференции разработчиков искусственного интеллекта О’Райли в Нью-Йорке генеральный директор Bonsai Марк Хаммонд провел презентацию своей компании. (Также он объявил о раунде инвестиций на сумму в $6 млн – не такие уж большие деньги, учитывая тот факт, что в этом году размер венчурных инвестиций в сферу ИИ уже 1,5 млрд.) Презентация включала повторение одного из самых известных достижений элитных разработчиков глубинного обучения: прохождение алгоритмом DeepMind старых игр для компьютеров Atari в реальном времени. В частности, игра под названием Breakout («Теннис»), в которой платформа отбивает квадратный «мяч», разбивающий мерцающие блоки. (Игра, выпущенная в 1976 году, была прорывом для своего времени – над ней работал сам )

37 строчек кода – вся структура нейросети, которая обучается через классическую игру Atari. Источник: Bonsai

Вариант, предложенный DeepMind, был создан лучшими в мире специалистами по ИИ, которые обучали нейросеть основам игр от Atari, и результат их работы был достоин научных публикаций мирового класса. Версия от Bonsai является упрощением. Все начинается с системы развития, которая загружена в облако. Всего один программист, пусть даже тот, кто вообще не обучался основам ИИ, может в общих чертах описать игру, а система сама выберет подходящий алгоритм обучения, чтобы задействовать нейросеть. (Бедным докторам наук из DeepMind приходилось писать эти алгоритмы самостоятельно). На этом этапе программисту нужно всего лишь за пару минут заложить основные принципы игры – например, «ловить мяч на платформу» - а затем Bonsai сама займется развитием нейросети и ее оптимизацией для получения наилучшего результата. А нейросеть на выходе уже сама будет играть в «Теннис».

Версия игры, написанная Bonsai, укладывается всего в 37 строчек кода. Но эта простота обманчива. Когда Хаммонд объясняет, что находится в основе алгоритма, он показывает рисунок с демонстрацией того, как его система строит нейросеть, способную соперничать с одним из лучших творений Google. Самому программисту даже не пришлось вникать в тонкости машинного обучения. Смотри, мам, я могу без рук докторской степени!


Так играет в «Теннис» нейросеть, обученная системой Bonsai. Источник: Bonsai

Впечатляющий трюк. «Обычно меня трудно удивить демонстрацией, - рассказывает Джордж Уильямс, научный сотрудник Курантовского института математики Нью-Йоркского университета. - Однако то, что показал мне Марк, было вполне реально и в то же время потрясающе. Он взял все достижения машинного интеллекта и создал инструменты, которые позволят разработать новое поколение систем ИИ».

Пока неясно, останется ли Bonsai лидером этого движения. Но Уильямс прав. Следующим шагом в неотвратимом появлении все более умных компьютеров будет разработка инструментов машинного обучения для (относительных) чайников.

Bonsai была рождена на пляже. Хаммонд, бывший инженер и евангелист разработки ПО, уже какое-то время раздумывал над возможностями искусственного интеллекта. После ухода из Microsoft в 2004 году он стал заниматься нейробиологией в Йеле, затем в 2010 году недолгое время проработал в Numenta – стартапе по разработке ИИ, которым владел Джефф Хокинс (сооснователь компании Palm, производителя КПК). Затем Хаммонд открыл еще одну компанию в совсем другой сфере, которую он затем продал.

Тогда, в 2012 году, Хаммонд приехал в Южную Калифорнию навестить друзей. Его маленький сын устал, и все пошли обратно к машине. Пока жена Хаммонда болтала с друзьями, а сын засыпал у него на руках, он провел мысленный эксперимент. В основе этого эксперимента лежал популярные мем из мира ИИ – концепция «мастер-алгоритма». Профессор Вашингтонского университета Педро Домингес в одноименной книге написал, что этот еще не созданный алгоритм мог бы стать панацеей для всех проблем отрасли. По идее, когда этот алгоритм все-таки изобретут, с его помощью можно будет методически внедрять системы ИИ куда угодно.

Хаммонд заключил, что нужно создать систему, которая позволит даже самому заурядному разработчику использовать инструменты ИИ

Но Хаммонд видел один изъян в этой идее. «Допустим, мы нашли этот мастер-алгоритм, – говорил он себе, пока 18-месячный сын дремал у него на руках – кто станет внедрять его в бесчисленном множестве возможных сценариев?» На данный момент использовать такие инструменты под силу только настоящим адептам машинного обучения. Возможностей использования ИИ будет слишком много для ограниченного числа этих людей. Так он пришел к заключению, что нужно создать систему, которая снизит порог входа и позволит даже самому заурядному разработчику использовать эти инструменты. Такой системе не нужны будут инженеры крайне узкой специализации для обучения нейросетей. Программисты смогут сами обучать их для получения желаемого результата.

Пока Хаммонд обдумывал свои идеи, он провел аналогии с историей программирования. Изначально операторам компьютеров приходилось кропотливо писать код, который обеспечивал работу оборудования. Затем программисты взяли на вооружение набор стандартных инструкций, который был назван языком ассемблера и ускорил процесс – но вам все еще нужно было иметь очень высокий уровень подготовки, чтобы довести дело до ума. Прорыв случился, когда инженеры создали компилятор – программу, которая преобразовывала код на более удобных, так называемых языках «высокого уровня» (от самых первых BASIC и LISP до нынешних Python и C), в код на языке ассемблера. Только после этого создание мощных приложений стало доступно даже профессионалам относительно низкого уровня. Хаммонд считает, что сейчас, благодаря инструментам вроде TensorFlow от Google, системы ИИ вышли на уровень языка ассемблера, то есть инженерам уже становится легче создавать нейросети, но это все равно остается доступным тем, кто действительно понимает принцип их работы. Хаммонд хотел создать аналог компилятора, чтобы упростить все еще больше.

Этой идеей он поделился с Кином Брауном, бывшим коллегой из Microsoft, который недавно продал свой игровой стартап китайской интернет-компании. Идея ему понравилась, так как в то время он как раз пробовал заниматься машинным обучением, используя доступные на тот момент инструменты. «Вообще я человек неглупый, - говорит Браун - я приехал в Китай и выучил их язык, работал программистом в Microsoft, но даже для меня это было слишком». Он согласился стать сооснователем Bonsai. (Название было выбрано, потому что в этом японском искусстве достигается идеальный баланс между естественным и искусственным. Еще одно преимущество появилось, когда владельцы интернет-домена разрешили молодой компании зарегистрировать свой сайт по адресу bons.ai .)

Bonsai – не единственная компания, работающая над решением проблемы нехватки квалифицированных специалистов по ИИ. Некоторые из более крупных компаний поняли необходимость обучения собственных кадров и обучения обычных программистов в мастеров по нейросетям: в Google создали целую серию внутренних программ, а Apple стала обращать внимание на навыки и личные качества программистов, которые помогли бы им быстрее освоить нужные умения. Как уже говорилось выше, Google также выпустила в широкий доступ программу TensorFlow, благодаря которой ее инженерам проще создавать нейросети. Уже доступны и другие наборы инструментов для создания ИИ, и, без сомнения, таких инструментов будет становиться только больше.

«Мы открываем новые возможности для тех, кто не является ученым или программистом»

В то же время другие стартапы тоже трудятся во имя демократизации ИИ. Компания Bottlenose решает проблему нехватки ученых, но для другой целевой аудитории: если Bonsai делает свой продукт в первую очередь для разработчиков ПО, Bottlenose планирует облегчить жизнь бизнес-аналитикам. Однако мотивы те же самые. «Мы открываем новые возможности для тех, кто не является ученым или программистом», - говорит генеральный директор компании Нова Спивак. Некоторые стартапы собираются затронуть еще больше пользователей: презентация компании Clarifai на конференции О’Райли называлась «Как сделать так, чтобы каждый человек на планете мог обучить и использовать ИИ».

Таким образом, хотя Bonsai, похоже, появилась в нужное время в нужном месте, сейчас индустрия ИИ настолько бурно развивается, что у стартапа Хаммонда могут возникнуть трудности с привлечением к себе внимания. Адам Чейер, специалист по ИИ, который участвовал в создании и сейчас занимает пост главного инженера , уже видел продукт Bonsai и остался очень впечатлен. Но он отмечает, что, хотя Bonsai делает ИИ доступным даже новичкам, людям все равно придется совершать умственные усилия, чтобы разобраться в их языке программирования и общем устройстве системы. «Когда новый продукт выпускает большая компания вроде Google, люди со всех ног бросаются его пробовать. Но если такой же продукт делает стартап, привлечь к нему людей намного сложнее. Хватит ли у них сил, чтобы задействовать достаточное количество пользователей и сделать свой инструмент популярным? Получится ли все у Bonsai или нет – сложно сказать прямо сейчас».

Компания создала систему из нескольких компонентов, среди которых Brain, облачная система для создания нейросетей, язык написания скриптов под названием Inkling и Mastermind, «интегрированная среда для разработки», которая предоставляет программистам все необходимые инструменты в одном месте. («Приложение для создания приложений», - объясняет Браун). Система Bonsai доступна для бета-тестирования.

Марк Хаммонд в главном офисе Bonsai в центре Беркли. Фото: Backchannel

Как объясняет Хаммонд, построение нейросети с помощью Bonsai в нескольких ключевых моментах отличается от того, как это делают профессионалы. На сегодня вам приходится решать, какие инструменты лучше всего подходят для решения проблемы, а для этого решения требуются знания и опыт. По словам Хаммонда, Bonsai делает это за вас. Вам остается только изложить основы того, чему вы хотите научить систему.

Так что пока опытные инженеры систем ИИ «тренируют» сеть, сравнивая информацию на выходе с желаемым результатом (например, показывая сети фотографии собак и поощряя ее при выводе подходящих характеристик), Bonsai позволяет вам «научить» систему, просто разбив весь процесс на основные принципы. Если продолжить пример с собаками, то вы могли бы упомянуть такие вещи, как четыре лапы, морда и язык, свисающий изо рта. Вы даете только необходимую базу, а облачный «умный движок» Bonsai, в который входит и «мозг», доводит дело до конца.

Такой подход дает косвенный положительный эффект: ученые, обучившие традиционную нейросеть, часто понятия не имеют, как именно творится магия, потому что такие сети в основном перенастраивают себя сами, организуя все понятным только себе образом. В случае с Bonsai понять принципы мышления сети можно по тем правилам, которые заложил пользователь. «Программное обеспечение не должно быть черным ящиком», - говорит Хаммонд. К примеру, если вы создаете программу для беспилотного автомобиля, и он не остановился в нужный момент, вы должны иметь возможность вникнуть и понять, почему система приняла такое решение. Примерно так же Amazon объясняет , почему та или иная книга появилась у вас в рекомендациях.

Один большой вопрос к подходу Bonsai состоит в том, снизят ли все эти абстрактные вещи производительность и эффективность. Обычно именно это происходит при использовании компиляторов: программы, написанные с их помощью, работают не так быстро и эффективно, как те, что написаны на языке ассемблера и передаются напрямую в аппаратную часть. Кроме того, говорить, что система, которая сама выбирает инструмент для использования, делает это лучше тех профессоров, которым уже вроде как и не нужно заниматься построением нейросетей, было бы явным преувеличением.

«Я думаю, всегда приходится идти на компромисс, - говорит Лайла Третиков, специалист по ИИ, ранее работавшая главой фонда Wikimedia Foundation и консультировавшая Bonsai. - Результаты будут не совсем такими же, как если задействовать группу ученых. Но я не уверена, что важнее: качество или сама по себе возможность это сделать». Адам Чейер из Viv также предполагает, что код Bonsai может работать не так эффективно, как ПО, оптимизированное под конкретную задачу. «Но это все равно чертовски хороший код, и он позволяет вам не вдаваться в ненужные тонкости», - добавляет он. Чейер также говорит, что в его компании, где как раз работают столь ценные специалисты по ИИ, вряд ли будут пользоваться Bonsai - разве что для создания прототипа какой-либо из идей перед тем, как реализовать ее старым проверенным способом.

Bonsai помогает движению за появление доступа к ИИ у людей, не имеющих специальной подготовки

Хаммонд, в свою очередь, заверяет, что проигрыш в качестве при использовании Bonsai совсем не велик. «Производительность со временем увеличивается, – говорит он – в это просто нужно поверить». Когда-нибудь в это можно будет не только поверить, но и проверить.

У Bonsai большие планы на следующие несколько месяцев. Совсем скоро компания объявит о начале сотрудничества с производителем компонентов Nvidia, и клиенты Bonsai смогут получить более качественные результаты при использовании оборудования этой марки. Также компания опубликует информацию о своем договоре с центром Siemens TTB, который последние несколько месяцев тестировал систему Bonsai в области автоматизации и контроля производства.

Bonsai пытается решить проблемы, которые не смогли решить даже самые могущественные компании. «Мы работаем над многими играми», - добавляет Хаммонд и объясняет, что игры решают ключевые проблемы, которые планируют разрешить в Bonsai. «Некоторые игры не поддаются даже DeepMind. Хотя они научили свой алгоритм играть во множество игр помимо «Тенниса», пока их система еще не способна играть в «Пакмена».

Но намного важнее то, как Bonsai помогает движению за появление доступа к ИИ у людей, не имеющих специальной подготовки. Со временем инструменты высокого уровня будут становиться все мощнее и, в конце концов, станут повсеместными. Дойдем ли мы до того момента, когда каждый человек сможет обучить и использовать искусственный интеллект? Скажем так: очень много денег поставлено именно на этот вариант развития событий.

Что мы будем делать? Мы попробуем создать простую и совсем маленькую нейронную сеть , которую мы объясним и научим что-нибудь различать. При этом не будем вдаваться в историю и математические дебри (такую информацию найти очень легко) — вместо этого постараемся объяснить задачу (не факт, что удастся) вам и самим себе рисунками и кодом.
Многие из терминов в нейронных сетях связаны с биологией, поэтому давайте начнем с самого начала:

Мозг — штука сложная, но и его можно разделить на несколько основных частей и операций:

Возбудитель может быть и внутренним (например, образ или идея):

А теперь взглянем на основные и упрощенные части мозга :

Мозг вообще похож на кабельную сеть.

Нейрон — основная единица исчислений в мозге, он получает и обрабатывает химические сигналы других нейронов, и, в зависимости от ряда факторов, либо не делает ничего, либо генерирует электрический импульс, или Потенциал Действия, который затем через синапсы подает сигналы соседним связанным нейронам:

Сны, воспоминания, саморегулируемые движения, рефлексы да и вообще все, что вы думаете или делаете — все происходит благодаря этому процессу: миллионы, или даже миллиарды нейронов работают на разных уровнях и создают связи, которые создают различные параллельные подсистемы и представляют собой биологическую нейронную сеть .

Разумеется, это всё упрощения и обобщения, но благодаря им мы можем описать простую
нейронную сеть:

И описать её формализовано с помощью графа:

Тут требуются некоторые пояснения. Кружки — это нейроны, а линии — это связи между ними, и, чтобы не усложнять на этом этапе, взаимосвязи представляют собой прямое передвижение информации слева направо . Первый нейрон в данный момент активен и выделен серым. Также мы присвоили ему число (1 — если он работает, 0 — если нет). Числа между нейронами показывают вес связи.

Графы выше показывают момент времени сети, для более точного отображения, нужно разделить его на временные отрезки:

Для создания своей нейронной сети нужно понимать, как веса влияют на нейроны и как нейроны обучаются. В качестве примера возьмем кролика (тестового кролика) и поставим его в условия классического эксперимента.

Когда на них направляют безопасную струю воздуха, кролики, как и люди, моргают:

Эту модель поведения можно нарисовать графами:

Как и в предыдущей схеме, эти графы показывают только тот момент, когда кролик чувствует дуновение, и мы таким образом кодируем дуновение как логическое значение. Помимо этого мы вычисляем, срабатывает ли второй нейрон, основываясь на значении веса. Если он равен 1, то сенсорный нейрон срабатывает, мы моргаем; если вес меньше 1, мы не моргаем: у второго нейрона предел — 1.

Введем еще один элемент — безопасный звуковой сигнал:

Мы можем смоделировать заинтересованность кролика так:

Основное отличие в том, что сейчас вес равен нулю , поэтому моргающего кролика мы не получили, ну, пока, по крайней мере. Теперь научим кролика моргать по команде, смешивая
раздражители (звуковой сигнал и дуновение):

Важно, что эти события происходят в разные временные эпохи , в графах это будет выглядеть так:

Сам по себе звук ничего не делает, но воздушный поток по-прежнему заставляет кролика моргать, и мы показываем это через веса, умноженные на раздражители (красным). Обучение сложному поведению можно упрощённо выразить как постепенное изменение веса между связанными нейронами с течением времени.

Чтобы обучить кролика, повторим действия:

Для первых трех попыток схемы будут выглядеть так:

Обратите внимание, что вес для звукового раздражителя растет после каждого повтора (выделено красным), это значение сейчас произвольное — мы выбрали 0.30, но число может быть каким угодно, даже отрицательным. После третьего повтора вы не заметите изменения в поведении кролика, но после четвертого повтора произойдет нечто удивительное — поведение изменится.

Мы убрали воздействие воздухом, но кролик все еще моргает, услышав звуковой сигнал! Объяснить это поведение может наша последняя схемка:

Мы обучили кролика реагировать на звук морганием.

В условиях реального эксперимента такого рода может потребоваться более 60 повторений для достижения результата.

Теперь мы оставим биологический мир мозга и кроликов и попробуем адаптировать всё, что
узнали, для создания искусственной нейросети. Для начала попробуем сделать простую задачу.

Допустим, у нас есть машина с четырьмя кнопками, которая выдает еду при нажатии правильной
кнопки (ну, или энергию, если вы робот). Задача — узнать, какая кнопка выдает вознаграждение:

Мы можем изобразить (схематично), что делает кнопка при нажатии следующим образом:

Такую задачу лучше решать целиком, поэтому давайте посмотрим на все возможные результаты, включая правильный:

Нажмите на 3-ю кнопку, чтобы получить свой ужин.

Чтобы воспроизвести нейронную сеть в коде, нам для начала нужно сделать модель или график, с которым можно сопоставить сеть. Вот один подходящий под задачу график, к тому же он хорошо отображает свой биологический аналог:

Эта нейронная сеть просто получает входящую информацию — в данном случае это будет восприятие того, какую кнопку нажали. Далее сеть заменяет входящую информацию на веса и делает вывод на основе добавления слоя. Звучит немного запутанно, но давайте посмотрим, как в нашей модели представлена кнопка:

Обратите внимание, что все веса равны 0, поэтому нейронная сеть, как младенец, совершенно пуста, но полностью взаимосвязана.

Таким образом мы сопоставляем внешнее событие с входным слоем нейронной сети и вычисляем значение на ее выходе. Оно может совпадать или не совпадать с реальностью, но это мы пока проигнорируем и начнем описывать задачу понятным компьютеру способом. Начнем с ввода весов (будем использовать JavaScript):

Var inputs = ; var weights = ; // Для удобства эти векторы можно назвать

Следующий шаг — создание функции, которая собирает входные значения и веса и рассчитывает значение на выходе:

Function evaluateNeuralNetwork(inputVector, weightVector){ var result = 0; inputVector.forEach(function(inputValue, weightIndex) { layerValue = inputValue*weightVector; result += layerValue; }); return (result.toFixed(2)); } // Может казаться комплексной, но все, что она делает — это сопоставляет пары вес/ввод и добавляет результат

Как и ожидалось, если мы запустим этот код, то получим такой же результат, как в нашей модели или графике…

EvaluateNeuralNetwork(inputs, weights); // 0.00

Живой пример: Neural Net 001 . Следующим шагом в усовершенствовании нашей нейросети будет способ проверки её собственных выходных или результирующих значений сопоставимо реальной ситуации, давайте сначала закодируем эту конкретную реальность в переменную:

Чтобы обнаружить несоответствия (и сколько их), мы добавим функцию ошибки:

Error = Reality - Neural Net Output

С ней мы можем оценивать работу нашей нейронной сети:

Но что более важно — как насчет ситуаций, когда реальность дает положительный результат?

Теперь мы знаем, что наша модель нейронной сети не работает (и знаем, насколько), здорово! А здорово это потому, что теперь мы можем использовать функцию ошибки для управления нашим обучением. Но всё это обретет смысл в том случае, если мы переопределим функцию ошибок следующим образом:

Error = Desired Output - Neural Net Output

Неуловимое, но такое важное расхождение, молчаливо показывающее, что мы будем
использовать ранее полученные результаты для сопоставления с будущими действиями
(и для обучения, как мы потом увидим). Это существует и в реальной жизни, полной
повторяющихся паттернов, поэтому оно может стать эволюционной стратегией (ну, в
большинстве случаев).

Var input = ; var weights = ; var desiredResult = 1;

И новую функцию:

Function evaluateNeuralNetError(desired,actual) { return (desired — actual); } // After evaluating both the Network and the Error we would get: // "Neural Net output: 0.00 Error: 1"

Живой пример: Neural Net 002 . Подведем промежуточный итог . Мы начали с задачи, сделали её простую модель в виде биологической нейронной сети и получили способ измерения её производительности по сравнению с реальностью или желаемым результатом. Теперь нам нужно найти способ исправления несоответствия — процесс, который как и для компьютеров, так и для людей можно рассматривать как обучение.

Как обучать нейронную сеть?

Основа обучения как биологической, так и искусственной нейронной сети — это повторение
и алгоритмы обучения , поэтому мы будем работать с ними по отдельности. Начнем с
обучающих алгоритмов.

В природе под алгоритмами обучения понимаются изменения физических или химических
характеристик нейронов после проведения экспериментов:

Драматическая иллюстрация того, как два нейрона меняются по прошествии времени в коде и нашей модели «алгоритм обучения» означает, что мы просто будем что-то менять в течение какого-то времени, чтобы облегчить свою жизнь. Поэтому давайте добавим переменную для обозначения степени облегчения жизни:

Var learningRate = 0.20; // Чем больше значение, тем быстрее будет процесс обучения:)

И что это изменит?

Это изменит веса (прям как у кролика!), особенно вес вывода, который мы хотим получить:

Как кодировать такой алгоритм — ваш выбор, я для простоты добавляю коэффициент обучения к весу, вот он в виде функции:

Function learn(inputVector, weightVector) { weightVector.forEach(function(weight, index, weights) { if (inputVector > 0) { weights = weight + learningRate; } }); }

При использовании эта обучающая функция просто добавит наш коэффициент обучения к вектору веса активного нейрона , до и после круга обучения (или повтора) результаты будут такими:

// Original weight vector: // Neural Net output: 0.00 Error: 1 learn(input, weights); // New Weight vector: // Neural Net output: 0.20 Error: 0.8 // Если это не очевидно, вывод нейронной сети близок к 1 (выдача курицы) — то, чего мы и хотели, поэтому можно сделать вывод, что мы движемся в правильном направлении

Живой пример: Neural Net 003 . Окей, теперь, когда мы движемся в верном направлении, последней деталью этой головоломки будет внедрение повторов .

Это не так уж и сложно, в природе мы просто делаем одно и то же снова и снова, а в коде мы просто указываем количество повторов:

Var trials = 6;

И внедрение в нашу обучающую нейросеть функции количества повторов будет выглядеть так:

Function train(trials) { for (i = 0; i < trials; i++) { neuralNetResult = evaluateNeuralNetwork(input, weights); learn(input, weights); } }

Ну и наш окончательный отчет:

Neural Net output: 0.00 Error: 1.00 Weight Vector: Neural Net output: 0.20 Error: 0.80 Weight Vector: Neural Net output: 0.40 Error: 0.60 Weight Vector: Neural Net output: 0.60 Error: 0.40 Weight Vector: Neural Net output: 0.80 Error: 0.20 Weight Vector: Neural Net output: 1.00 Error: 0.00 Weight Vector: // Chicken Dinner !

Живой пример: Neural Net 004 . Теперь у нас есть вектор веса, который даст только один результат (курицу на ужин), если входной вектор соответствует реальности (нажатие на третью кнопку). Так что же такое классное мы только что сделали?

В этом конкретном случае наша нейронная сеть (после обучения) может распознавать входные данные и говорить, что приведет к желаемому результату (нам всё равно нужно будет программировать конкретные ситуации):

Кроме того, это масштабируемая модель, игрушка и инструмент для нашего с вами обучения. Мы смогли узнать что-то новое о машинном обучении , нейронных сетях и искусственном интеллекте . Предостережение пользователям:

  • Механизм хранения изученных весов не предусмотрен, поэтому данная нейронная сеть забудет всё, что знает. При обновлении или повторном запуске кода нужно не менее шести успешных повторов, чтобы сеть полностью обучилась, если вы считаете, что человек или машина будут нажимать на кнопки в случайном порядке… Это займет какое-то время.
  • Биологические сети для обучения важным вещам имеют скорость обучения 1, поэтому нужен будет только один успешный повтор.
  • Существует алгоритм обучения, который очень напоминает биологические нейроны, у него броское название: правило widroff-hoff , или обучение widroff-hoff .
  • Пороги нейронов (1 в нашем примере) и эффекты переобучения (при большом количестве повторов результат будет больше 1) не учитываются, но они очень важны в природе и отвечают за большие и сложные блоки поведенческих реакций. Как и отрицательные веса.

Заметки и список литературы для дальнейшего чтения

Я пытался избежать математики и строгих терминов, но если вам интересно, то мы построили перцептрон , который определяется как алгоритм контролируемого обучения (обучение с учителем) двойных классификаторов — тяжелая штука. Биологическое строение мозга — тема не простая, отчасти из-за неточности, отчасти из-за его сложности. Лучше начинать с Neuroscience (Purves) и Cognitive Neuroscience (Gazzaniga). Я изменил и адаптировал пример с кроликом из Gateway to Memory (Gluck), которая также является прекрасным проводником в мир графов. Еще один шикарный ресурс An Introduction to Neural Networks (Gurney), подойдет для всех ваших нужд, связанных с ИИ.
А теперь на Python! Спасибо Илье Андшмидту за предоставленную версию на Python:

Inputs = weights = desired_result = 1 learning_rate = 0.2 trials = 6 def evaluate_neural_network(input_array, weight_array): result = 0 for i in range(len(input_array)): layer_value = input_array[i] * weight_array[i] result += layer_value print("evaluate_neural_network: " + str(result)) print("weights: " + str(weights)) return result def evaluate_error(desired, actual): error = desired - actual print("evaluate_error: " + str(error)) return error def learn(input_array, weight_array): print("learning...") for i in range(len(input_array)): if input_array[i] > 0: weight_array[i] += learning_rate def train(trials): for i in range(trials): neural_net_result = evaluate_neural_network(inputs, weights) learn(inputs, weights) train(trials)

А теперь на GO! За эту версию благодарю Кирана Мэхера.

Package main import ("fmt" "math") func main() { fmt.Println("Creating inputs and weights ...") inputs:= float64{0.00, 0.00, 1.00, 0.00} weights:= float64{0.00, 0.00, 0.00, 0.00} desired:= 1.00 learningRate:= 0.20 trials:= 6 train(trials, inputs, weights, desired, learningRate) } func train(trials int, inputs float64, weights float64, desired float64, learningRate float64) { for i:= 1; i < trials; i++ { weights = learn(inputs, weights, learningRate) output:= evaluate(inputs, weights) errorResult:= evaluateError(desired, output) fmt.Print("Output: ") fmt.Print(math.Round(output*100) / 100) fmt.Print(" Error: ") fmt.Print(math.Round(errorResult*100) / 100) fmt.Print(" ") } } func learn(inputVector float64, weightVector float64, learningRate float64) float64 { for index, inputValue:= range inputVector { if inputValue > 0.00 { weightVector = weightVector + learningRate } } return weightVector } func evaluate(inputVector float64, weightVector float64) float64 { result:= 0.00 for index, inputValue:= range inputVector { layerValue:= inputValue * weightVector result = result + layerValue } return result } func evaluateError(desired float64, actual float64) float64 { return desired - actual }



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: